Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №435 г. Челябинска

Какими бывают звуки речи родного языка

 

Достаточно часто при обучении дошкольников грамоте приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети знают больше, чем родители. Особенно это касается различения звуков русского языка. Конечно, наши школьные года остались далеко позади, и некоторые знания приходится актуализировать заново. Поэтому, что бы быть ребенку помощником в учении, вспомним некоторые особенности звуков русского языка, которые так необходимы при выполнении звукового анализа слогов и слов.


В русском языке различают 42 звука речи, которые делятся на гласные и согласные. Гласных звуков всего 6, а согласных 36.


При произнесении гласных звуков голосовые складки вибрируют и воздух свободно проходит через ротовую полость. Поэтому, изучая гласные звуки с детьми, мы обращаем их внимание на то, что произносить эти звуки нам ничего не мешает. Это главное отличие гласных звуков от согласных.


При произнесении согласных звуков в ротовой полости возникают преграды на пути выходящего воздуха в виде тех или иных речевых органов, таких как губы, зубы и язык. Некоторые согласные произносятся с участием голоса и их называют - звонкими, другие произносятся без голоса и их называют - глухими. Отдельного внимания заслуживают, так называемые, парные согласные, когда у звонкого согласного есть пара в виде глухого согласного. Их произношение отличается наличием или отсутствием голоса. В представленной таблице наглядно видно, какие бывают парные звуки по звонкости - глухости.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Звонкие

Глухие

Б, БЬ

П, ПЬ

В, ВЬ

Ф, ФЬ

Г, ГЬ

К, КЬ

Д, ДЬ

Т, ТЬ

Ж

Ш

3, ЗЬ

С, СЬ

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Звонкие

Глухие

Й
Л, ЛЬ
М, МЬ
Н, НЬ
Р, РЬ

Ч
Ц
Щ
X, ХЬ


      
Последнее различие согласных в их твердости и мягкости. Большинство согласных парные по твердости-мягкости, например, звуки П и ПЬ: ПЫЛ - ПИЛ; однако, есть всегда твердые согласные и всегда мягкие.

ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ

ВСЕГДА МЯГКИЕ

Ш
Ж
Ц

Ч
Щ
Й


И ещё одна весьма распространённая родительская ошибка, когда считается, что звук и буква это одно и тоже. На самом деле между ними огромная разница. Так, например, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Замечено, что дети эту разницу усваивают достаточно чётко и, как правило, не путают данные понятия.

Дата последнего обновления страницы 13.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения