Почта (по мотивам "Сказки о царе Салтане")
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
Во-первых, надо понять, почему царица с сыном оказались в бочке. Все потому, что гонец доставил не то письмо. А сейчас есть гонцы?
Правильно, сейчас есть почта и то, насколько точно почта доставит письмо, зависит, не произойдет ли опять такой ошибки как в сказке.
Можно поиграть в почту.
Нарисовать бинарное дерево — ветвящийся граф, из каждого узла которого идет две дорожки — "да" и "нет". А в узлах находятся вопросы, например "есть ли мотор?" или "имеются крылья?". Читаем, кому надо доставить письмо, затем читаем вопросы и идем по нужной дорожке к следующему вопросу. В итоге путь приводил его к домику, открыв который, находим адресата.
Вообще вариантов игры в почту бесчисленное множество. Например, набор цветных писем, которые надо разнести к цветным домикам из лего. Адресом домика служил цвет — в красный домик красное письмо; в зеленый — зеленое.
Математика с орешками и белочкой
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд
Давайте тоже погрызем орешки, но конечно не зубами. У белки зубы растут всю жизнь, поэтому ей не страшно повредить их. А у человека всего 2 набора зубов, поэтому их надо беречь.
Надо расколоть много грецких орехов на половинки и начать решать задачки: из скольких половинок получится 2 ореха? 4 ореха? А если у тебя есть 3 скорлупки, сколько здесь орехов? А если скорлупок 4, 5?
Если есть несколько скорлупок от разных орешков — грецкий, фундук, фисташка, миндаль, то с детьми 1-2 лет можно поиграть в игру "подбери половинки".
В продолжение темы орешков и скорлупок, можно сделать узоры из скорлупок фисташек.
Множества на островах
Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Все донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок -
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Остров это часть суши, окруженная водой со всех сторон. Можно сделать острова из веревочек. На этом острове живут красненькие человечки, а на этом квадратные человечки. Попробуем разделить: красных посадить на один остров, а квадратных — на другой. Обязательно подложите в кучку красного и квадратного человечка. Пусть ребенок попробует догадаться, куда его посадить. Если это оказалось легко, можно попробовать 3 острова и соответственно 3 свойства — размер, цвет, форма. Еще можно сделать 2 острова разделенных по одному признаку (например, здесь желтые, а здесь зеленые). И спросить ребенка, может ли оказаться, что человечек будет жить и тут, и тут, как это было с красным и квадратным. Кроме того, можно разделять на квадратных и четырехугольных (одно свойство включает другое). Пусть ребенок постарается объяснить, почему в этом случае, один остров всегда внутри другого.
Сортируем жителей островов
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой…
Кто такая ткачиха, повариха, сватья баба; каких профессий уже нет и почему? Используя эту книгу, можно прочитать о названиях многих других профессий.
Кораблики из бумаги
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Оригами отлично развивает пространственное мышление. Можно сложить простые детские кораблики. Ребенок просто повторяет каждый сгиб, но и это сложно для ребенка 4-5 лет. Надо точно понимать какой край и в какую сторону отгибать, то есть очень хорошо ориентироваться в понятиях левый, правый, верх, низ и уметь хорошо копировать действия другого.
Затем поставить кораблики на гладкий столик. Рассказывая кусочек из сказки «Ветер на море гуляет…», как только взрослый говорит последнее слово — "парусах", надо начинать дуть.
Цель — первым сдуть свой кораблик со стола.